Меню

Глава 9: Импровизация и второй закон термодинамики

Я хотел бы рассмотреть вопрос энергии в импровизации с точки зрения термодинамики. Изложенное дальше, возможно, является метафорой, но не обязательно. Часто мы говорим об энергии сцены. Подразумевается ли под этим понятием такие характеристики, как темп, громкость, вовлеченность в происходящее на сцене и т. д., или может быть энергия сцены существует на самом деле?
Мы говорим: «Подхватите энергию сцены!» или «Мы потеряли энергию в последней сцене». Энергия, энергия.
Если импров-сцена — это замкнутая система, а энергия, о которой мы говорим, реальна, то сцена должна подчиняться законам физики. Два таких закона — это первый и второй законы термодинамики. Подчиняется ли глупая импров-сцена первому и второму законам термодинамики? И какая разница, подчиняется или нет? Давайте выясним.
Прежде всего, нам нужно знать определение энергии.
Энергия — это способность системы (физической) выполнять работу. Что такое работа в этом определении? Работа — процесс перемещения тела под действием внешней силы. Работа (work) = сила (Force), умноженная на расстояние (distance): W=F*d.
Я могу предположить, что прямо сейчас вы закричите: «О Боже, уравнения, только не они, я их терпеть не могу». Уравнения действительно могут вызывать такую реакцию, но взгляните на него одним глазком.

Представьте, что вы бросаете пуделя со скалы. Бросание пуделя со скалы — это работа. Вы прикладываете к пуделю силу, и он преодолевает расстояние. Через мгновение гравитация, иная сила, берет верх и тянет пуделя к Земле, на другое расстояние, в итоге нанося непоправимый ущерб его ухоженному телу. Работа = сила (ваш бросок) * расстояние (как далеко летит злополучный пудель). W = F*d: понятно. Итак, работа — способность приложить силу к чему-то и переместить это что-то на какое-то расстояние. Понятно.
ПРИМЕЧАНИЕ ПЕРЕВОДЧИКА:
Мик крутой импровизатор, но приводит не самые лучшие примеры из физики. Намного наглядней был бы пример с перемещением громадного палтуса по суше. Представьте, перед вам лежит палтус. Он не может передвигаться по земле, а вам нужно дотолкать его до воды. Вы прикладываете к нему силу, преодолевая противостоящую силу трения, и сдвигаете на 1 метр. Таким образом, совершаете работу по перемещению палтуса: Работа = сила (ваше толкание рыбы в бочину) * расстояние (как далеко вы его протащили). W = F*d: понятно.
Теперь давайте посмотрим на беспощадные законы термодинамики. Первый закон более известен, чем второй.
1
Первый закон термодинамики
Энергия никогда не может возникнуть из ниоткуда или быть бесследно уничтожена, только трансформирована.

Это означает, что во Вселенной присутствует определенное количество энергии. Вы не можете создать больше, и вы не можете, ни при каких обстоятельствах, разрушать то, что есть. Первый энергетический банк Вселенной имеет фиксированное количество энергии на своем банковском счету. Энергия может переходить из одной формы в другую, скажем, от солнечной до электрической, но общее количество энергии никогда, никогда не меняется.

«Вы не можете выиграть» — такое люди часто говорят про первый закон. Независимо от того, что вы делаете с энергией в нашей вселенной, вы никогда не сможете продвинуться вперед, потому что большее количество энергии никогда не возникнет. Другой способ объяснения первого закона — объяснение сохранения энергии во вселенной. Энергия, или способность выполнять работу (процесс перемещения тела под действием внешней силы), не создается и не уничтожается, она сохраняется.

Теперь вы знаете первый закон термодинамики.
Прежде чем мы перейдем ко второму закону, я хочу ввести еще одно уравнение,
E=mc2
Наряду с сохранением энергии во Вселенной существует также сохранение материи. Материя никогда не может быть создана или уничтожена. Знаменитое уравнение Эйнштейна показывает связь между энергией и материей.

Буква Е в уравнении обозначает энергию (energy).
Буква М означает массу (mass).
Буква С обозначает скорость света.

Энергия = масса, умноженная на квадрат скорости света. Скорость света — это константа. Она никогда не меняется. Какими бы ни были обстоятельства во Вселенной, скорость, с которой движется свет, никогда не меняется. Эта скорость составляет 300 000 километров в секунду. Таким образом, уравнение E=mc2 говорит, что энергия, которой обладает любой объект во Вселенной, равна массе объекта, умноженной на квадрат скорости света. Количество энергии в пивной банке:
Е = (масса пивной банки), умноженная на квадрат скорости света. Если вы занимаетесь математикой, то количество энергии в любом объекте (его массовая энергия) поразительно. Это уравнение и просто само по себе, и непостижимо одновременно.
Вокруг себя мы не видим каких-либо видимых признаков энергии, так что в описанном выше нет большого смысла. Просто подумайте о любом кусочке материи во Вселенной, скажем, о наперстке, имеющем безумное количество энергетических запасов, но никогда не высвобождающихся и не пополняющихся. Наперсток обладает огромным запасом энергии массы, который просто сидит там, как скрытый счет в швейцарском банке. Неужели такое безумно-огромное количество энергии массы никогда высвобождалось из материи? Высвобождалось, но редко. Примером массового высвобождения энергии являются ядерные бомбы и ядерная энергетика.

Поскольку скорость света, константа с, никогда не меняется, всегда существует прямая корреляция между энергией и массой. Энергия = Масса х Константа (скорость света в квадрате). Точно так же, как существует сохранение энергии во Вселенной, существует и сохранение массы; соотношение между энергией и массой остается равным. Первый закон.
("Извините, я просто хочу импровизировать")
2
Второй закон термодинамики
В замкнутой системе энтропия всегда будет возрастать с течением времени.

Давайте разберем это предложение. Во-первых — замкнутая система. Существует некоторая полемика по поводу определения замкнутой системы среди ученых, но для наших целей давайте скажем, что замкнутая система — это любая система взаимодействующих вещей, которую вы определяете как таковую, которая не взаимодействует с другими вещами, вне себя.

Таким образом, Солнечная система — это замкнутая система, содержащая планету Земля. Мало что, за исключением гравитации и случайных астероидов, взаимодействует с Солнцем, Землей и другими планетами в нашей Солнечной системе. Это в значительной степени закрытая система. Сама Земля, однако, будет считаться открытой системой, потому что солнце сильно влияет на нее, но находится вне ее. Здесь, на этой планете, мы можем определить меньшие замкнутые системы. Не сказать, что полностью закрытые, но достаточно закрытые для обсуждения термодинамики.

Яйцо, двигатель, чашка горячего кофе, автомобиль: замкнутая система — это система, которая может работать сама по себе, без какого-либо внешнего источника энергии. Вы можете сказать:
«Ну, нужно залить бензин в машину, и это будет внешним воздействием».
Да, это правда, но я говорю о том, что как только бензин попадает в машину, машина становится замкнутой системой. Ей больше не нужно обмениваться энергией или материей с чем-либо вне себя, чтобы функционировать. После этого такая система считается замкнутой. Итак, вернемся ко второму закону.

В замкнутой системе энтропия всегда будет возрастать с течением времени. Энтропию часто приравнивают к хаосу. Энтропия — это не хаос; хаос часто является результатом энтропии. Энтропия, в буквальном смысле, — это отработанное тепло. Тепло — это форма энергии, а энтропия — это отработанное тепло. Отработанное тепло — это тепло, которое выпускается во Вселенную, чтобы никогда больше не использоваться в замкнутой системе, из которой оно было выпущено.
Энтропия — это просто растраченная тепловая энергия.
Итак.
В замкнутой системе энтропия, или теплоотдача, всегда возрастает с течением времени. Всегда возрастает с течением времени. Всегда. В независимости от того, какая это энергетическая система, с течением времени, отработанное тепло уйдет в атмосферу и никогда не будет использовано снова.
(«Серьезно, я просто хочу сыграть пару забавных персонажей»)
Вот простой пример второго закона: я делаю Ирландский кофе. Я отвлекаюсь на друга, который спрашивает меня об импровизации, и забываю про кофе. Ирландский кофе, ранее горячий, начинает остывать. Он делает это сам по себе. Энтропия, или отработанное тепло, улетучивается из горячего кофе / виски в атмосферу, и уже никогда не согреет мой Ирландский кофе. Ирландскому кофе снова можно было бы придать эту энергию (тепло) при помощи внешнего воздействия, но исходная тепловая энергия рассеялась во Вселенной случайным образом в виде отработанного тепла.

Это еще один способ изложения второго закона:
Вещи имеют тенденцию к охлаждению. Стакан воды не просто нагревается сам по себе. Ему нужен внешний источник, добавляющий энергии, и, если стакан оставить в покое, он будет стремиться к охлаждению. Самым ярким примером этого в нашем мире будет наше солнце, стремящееся к охлаждению и выгоранию в течение нескольких миллиардов лет. Мы на Земле живем за счет энтропии солнца.
Вот более непосредственный пример второго закона: я допиваю четвертый односолодовый скотч в баре и оставляю стакан на столе. Я собираюсь уйти и случайно сбиваю стакан со стола. Моя рука и гравитация — это силы, отправляющие стакан пол. Стакан разбивается. Так что же случилось? Сила удара разорвала молекулярные связи стакана, заставив его разбиться. Когда эти связи разрываются, тепловая энергия, которая раньше удерживала стекло вместе, высвобождается.

Эта тепловая энергия рассеивается в атмосфере, и уже никогда не вернется в стакан. В результате стакан остается разбитым. Да, вы можете склеить кусочки вместе, чтобы восстановить стакан, но на самом деле вы добавляете еще одну энергию для создания склеенного стакана, а не воссоздаете оригинал.

Это то, к чему стремятся вещи — порядок к беспорядку— из-за второго закона термодинамики. Разбитое стекло на полу не самопроизвольно становится стаканом виски, но стакан виски просто ждет высвобождения энергии, необходимой для того, чтобы разбиться. Все на нашей планете стремится к беспорядку, включая нас.
Мы боремся со вторым законом каждый день, оставаясь в живых. Независимо от того, что мы делаем, мы склонны к беспорядку, когда становимся старше и старше. Второй закон это то, из-за чего изнашиваются автомобильные шины, горят сигареты и разлагаются дохлые пудели.
Именно поэтому работа вечного двигателя невозможна. На протяжении всей истории многие люди пытались создать машину, которая, однажды приведенная в движение, будет вечно функционировать сама по себе без каких-либо дополнительных затрат энергии. Создание этой машины невозможно, потому что части машины или молекулы в воздухе будут взаимодействовать друг с другом, создавая трение.
Трение — это форма отработанного тепла, рассеянного из машины, которое никогда не будет возвращено ей. Вечный двигатель в конце концов перестанет работать, что является еще одним определением второго закона.
Независимо от того, какая это система, процент энергии всегда будет выделяться, стремясь к беспорядку этой системы. Для поддержания порядка требуется энергия, но Вселенная подобного не любит. Магазин мороженого, оставленный пустым и без присмотра в течение 100 лет, станет ужасно неопрятным. Сигарета сгорит и никогда больше не станет этой сигаретой, Вселенная остынет и достигнет равновесия, а мертвый пудель разложится у подножия скалы, без возможности вернуть свою потерянную энергию и снова стать тем пуделем. Это второй закон.
3
Термодинамика Импрова
Теперь давайте создадим аналогию (или реальность) с импров-сценой и вторым законом термодинамики. Прежде всего, важно определить замкнутую систему. Помните, что замкнутая система - это система, которая не имеет никакого внешнего источника энергии, кроме той, которая включена в эту систему.

Итак, скажем, мы определяем сам импров театр как замкнутую систему. Помещение, как только зрители рассядутся и начнется шоу, надеюсь, не будет иметь внешних источников энергии. Его внутренние энергетические затраты таковы:
  • Свет на сцене;
  • Аудитория и ее реакция (например, кашель, смех или аплодисменты);
  • Система кондиционирования воздуха и система отопления;
  • Импровизаторы;
  • Энергия звука (голоса);
  • Кинетическая энергия (движение импровизаторов);
  • Потенциальная энергия (отсутствие звука и движения).
Обратите внимание, что это также основные факторы, определяющие успех сцены. Указанные источники энергии запускают сцену. Если энергия - это способность выполнять какой-либо процесс, а процесс - это сила, приложенная к чему-то, что перемещается в пространстве, то что заставляет двигать замкнутую систему вперед? Театр - это и есть то, что движется? Какой процесс происходит? Сама сцена или то, о чем эта сцена.

Вот к чему мы движемся. Вот во что мы вкладываем всю свою энергию, когда импровизируем. Мы создаем сцену, и используем звук, движение, свет и реакцию зрителей на движение сцены вперед. В комедийной сцене зрители по-настоящему двигают сцену вперед своим смехом. В драматической сцене тишина в зале обеспечивает потенциальную энергию, которая усиливает драматическое напряжение. Перечисленные виды энергии направлены на неосязаемое, но все же согласованное представление о том, что представляет собой сцена.

Это и вправду двигатель сцены. Мы часто говорим об "управлении сценой" и "сцене, которая сбавляет обороты" или об "ускорении сцены". Мы заливаем бензин в автомобиль, чтобы обеспечить энергией двигатель для перемещения автомобиля на расстояние. Как импровизаторы, мы говорим и движемся, чтобы дать энергию сцене и продвинуть ее вперед.
Наша самая большая цель в стремлении продвинуть сцену вперед — это уменьшить энтропию. Мы боремся против второго закона термодинамики, пытаясь уменьшить рассеивание энергии. Мы стремимся, чтобы наши фразы, движения, выбор персонажей и окружающей среды были направлены на то, о чем идет речь в сцене, и ничего больше. Все остальное — трата энергии.
В отличие от автомобиля, у которого уже есть двигатель, мы должны создать наш двигатель — то, о чем сцена, — из воздуха. И хотя это не осязаемо, это все-таки реально; как поршни двигателя, мы должны его запустить, чтобы заставить двигаться сцену вперед.

У поршней двигателя простая задача: получать энергию от сгорания бензина, позволяя двигателю вращать коленчатый вал и двигать автомобиль в определенном направлении. Представьте себе, что поршни двигателя иногда срабатывают, а иногда — нет. Иногда провоцируют взрыв, иногда запускают машину в обратном направлении, а иногда — добавляют силу к двигателю другого автомобиля.

Очень неэффективный способ переместить автомобиль на расстояние, лишняя трата энергии. Собственно говоря, именно этим и занимаются автопроизводители все время: стремятся создать автомобили с эффективным использованием топлива. Они борются со вторым законом термодинамики, чтобы свести к минимуму потери энергии и к максимуму эффективность использования топлива. (Во всяком случае, в других странах, кроме Соединенных Штатов.)
Как импровизаторы, мы — поршни двигателя сцены. Мы должны уметь создать такой двигатель, идентифицировать его и сделать все возможное, чтобы вырабатываемая энергия поступала к нему и только к нему. Да, ненужная энергия рассеется в атмосфере, но мы должны сделать все возможное, чтобы свести это к минимуму.
Возможно, вы видели сцену, в которой импровизатор вышел с одной идеей, а потом передумал и начал делать что-то другое. Вы только что стали свидетелями рассеивания энергии. Поршень дал осечку. Возможно, вы наблюдали сцену, в которой два импровизатора в течение восемнадцати секунд молча смотрят друг другу в глаза, полные ужаса. Вы можете почувствовать, как энергия уходит из сцены еще до того, как двигатель этой самой сцены был создан. Зрители тоже это чувствуют, и они невольно делают свой вклад в сцену своей реакцией или ее отсутствием.

Может быть, вы видели сцену, которая начинается достаточно хорошо, а затем она просто никуда не идет или снова и снова возвращается к определенному её моменту. И снова вы можете почувствовать как уходит энергия. Каждая потраченная впустую фраза, выход из образа, или невнятное начало сцены или отказ от того, что вы создали — это трата энергии вашей сцены.

Ничего не делать в сцене или делать одно и то же снова и снова недостаточно: энтропия увеличится с течением времени. Второму закону термодинамики все равно. Он будет забирать потраченную впустую энергию из вашей сцены всякий раз, когда это возможно. Сразу выплескивать всю энергию в начале сцене также нехорошо: возникнет беспорядок, сцена сломается.
Нам нужно сосредоточиться на том, что представляет собой сцена, добавить к этому свою энергию, и пусть зрители добавят свою.
На импровизацию у нас не так уж много времени. Все, что мы создаем в моменте является искренним и все, что с этим связано должно подпитываться нашей энергией, чтобы она не тратилась впустую, ввергая нашу сцену в беспорядок.

Я не предлагаю импровизировать быстро и лаконично. Например, сцена может быть о том, что вы не делаете что-то. В этом случае «неделание-этого-чего-то» — это то, куда вам нужно направить энергию. Представьте себе спокойную сцену с двумя людьми на тонком льду; если один из двух персонажей пошевелится или заговорит слишком громко, лед сломается. Потенциал для того, чтобы лед сломался, — это то, о чем идет речь в сцене, и вся энергия импровизаторов должна быть направлена на это.
Не важно, о чем ваша сцена, как только вы теряете ее энергию, вы никогда не сможете ее вернуть. Когда мы говорим, что потеряли энергию сцены, мы действительно это сделали, и она никогда не вернется.
Термодинамика означает динамику теплоты или обмен тепловой энергией. Импровизация включает в себя все виды обмена энергией, и всякий раз, когда в этой вселенной происходит обмен энергией, законы термодинамики притаились в тени. Второй закон просто ждет, когда сцена пойдет по швам, рассеивая ненужную энергию во Вселенной случайным образом, без возможности вернуть этой энергии утраченную форму.
Подпишись на обновления
Любым удобным тебе способом.
Обещаем оповещать тебя о выходе новых глав!