Меню

Глава 6: Распространенные проблемы

На протяжении многих лет, я замечал как импровизаторы совершают одинаковые действия, когда в сцене просаживается энергия. Импровизаторы — это люди (более или менее), а людям присущи модели поведения. Иногда эти модели помогают в импровизации, иногда — нет. Я хотел бы обсудить некоторые из них, и потом вы сможете решить, применимы ли они к вам.

Это не правила.

Это индивидуальные проблемы, которые иногда появляются у отдельных импровизаторов. Некоторые могут (или нет) иметь отношение к вам. Если относятся — отлично. Если же нет, больше о них не думайте, импровизируйте, получайте удовольствие.
1
Слишком много экспозиции и информации
В самом начале сцены, импровизатор пробалтывается и рассказывает все, что может и со всеми подробностями: «Я рад, что ты, мой брат, здесь, потому что мы должны помыть машину, пока мать и отец не вернулись домой в полдень, чтобы поговорить о том, что меня уволили с работы на заводе».

Некоторые импровизаторы любят все хорошенько разъяснить в начале сцены. Они считают, что таким образом они должны максимально обезопасить сцену. По большей части, это происходит из-за наставлений в духе «установите, кто, что и где вы в первых трех фразах в сцене». Манера все объяснять выглядит неуклюжей, а зритель воспринимает ее как неестественную. Ведь зрители знают, что так никто не разговаривает, и это приводит их в замешательство.

Если для вас очень важно объяснить все в самом начале сцены, делайте это изящнее, по чуть-чуть. Если, все-таки, для вас важнее начать сцену с мощной идеи или заявления о чем-либо, то вы заметите, что экспозиция вашего персонажа, которую вы добавляете в сцену, будет подкреплена его куда более существенной точкой зрения, и все это будет смотреться более органично и гармонично.
2
Слишком много разговоров
У меня самого есть эта проблема, так что я знаю о чем говорю. Это проблема типа «я буду постоянно говорить до тех пор, пока не найду то, что работает». Это легко исправить, как только вы узнаете о наличии такой проблемы.

Довольно часто импровизаторы, страдающие этой проблемой, подсознательно используют фразы «я имею в виду…» или «то есть…», чтобы не останавливаться и продолжать говорить.
Импровизатор А:
Не думаю, что вам стоит посещать вашего брата, я имею в виду, что каждый раз, когда вы ездите к нему, происходит что-нибудь плохое, то есть, вы помните, когда в последний раз вы были у него, я имею в виду, когда он начал вас обзывать по всякому, ну, то есть, я думаю, что вы должны просто остаться дома.
Импровизатор Б:
...
Когда слова «я имею в виду» начинают часто появляться, это обычно означает, что импровизаторы ищут то, что они имеют в виду. Они продолжают говорить, пока они не найдут это.

Вот как можно узнать, много ли вы говорите в сцене:
Сделайте сознательный выбор, на репетиции или на сцене, и скажите одно короткое предложение за раз. Контекст для себя выберите заранее. Если, импровизируя в этом контексте, у вас появляется потребность сказать больше или если вы чувствуете, что сдерживаете себя, говоря короткими предложениями, то скорее всего, вы неосознанно заставляете себя говорить больше, чем нужно.
Если вы поняли, что это про вас, то практикуйтесь в том, чтобы говорить короткими предложениями и не говорите ничего больше, пока ваш партнер не ответит. Поставьте точку в конце вашего предложения, а затем заткнитесь. Проблема будет решена, если вы сделаете так несколько раз. Тогда вы заметите, что долгие речи уже произносятся по вашему желанию, а не из-за того, что вы испытываете в этом потребность.

Интересно, что люди не замечают, как много они говорят. Они слишком заняты этим, чтобы понять, как много они говорят. Ах, если бы я только мог передать потенциальную энергию импровизаторам, обладающим большим запасом кинетической.

Давайте переиграем пример, приведенный выше, следующим образом:

«Не думаю, что вам стоит посещать вашего брата».
Стой.
Стой.
Стой.

Почувствуй энергию.

Стой.
Подожди.
Держись.
Стой.

Потенциальная энергия. Не разрушайте созданное, говоря слишком много.
3
Объяснение происходящего
Объяснение происходящего идет рука об руку с двумя вышеуказанными проблемами. Начинающие импровизаторы делают так постоянно. Так что же это такое? Это когда вы начинаете делать что-нибудь, а потом оправдываете, почему вы так сказали или поступили.
Вот вопиющий пример такого объяснения:
полицейский а:
Уличный фонарь не работает.
полицейский Б:
Да, ну и что?
Полицейский А:
Ну, здесь очень темно.
полицейский Б:
И что?
полицейский а:
Просто это странно, я имею в виду, что каждый раз, когда мы вместе патрулируем район, ты так безразличен ко мне. Я…
полицейский Б:
...
Последняя фраза и есть объяснение происходящего, и как все другое, это является или не является проблемой — все зависит от того как и когда это сделано. В данном случае объяснение происходящего это следствие страха импровизатора, играющего Полицейского А. Безразличие второго импровизатора выбило почву из-под ног первого, поэтому он вслух оценил происходящее в сцене. Во-первых фраза «Просто это странно» означает, «Я, как импровизатор, растерян, поэтому я пожалуй оценю эту ситуацию как странную, потому что это мой единственный способ защитить себя».

Затем идет фраза «Я имею в виду,» которую мы уже обсуждали. Затем следует объяснение, «каждый раз, когда мы вместе патрулируем район, ты так безразличен ко мне». Это попытка объяснить, почему Полицейский Б ведет себя так, как ведет. Некоторым импровизаторам попросту страшно позволить другому импровизатору просто быть на сцене, поэтому им нужно объяснить происходящее или оценить чье-то поведение.

«Я...», означает что довольно часто, после подобного оправдания, импровизатор продолжит что-то говорить.

Я специально отметил места в сцене, где имеет место объяснение происходящего. Объяснение происходящего довольно часто всплывает после второй или третьей фразы в сцене. Именно тут иной импровизатор даст слабину и ему станет некомфортно находиться в сцене, поэтому он предпочитает разбавить таинство происходящего отвечая на вопрос «Почему ты ведешь себя таким образом?». Все это из-за страха; левое полушарие мозга взрослого человека требует добавить логики в происходящее.

Почти всегда после такого момента второй импровизатор чувствует себя не очень приятно, а зрители чувствуют, как просела энергия в сцене, но ни зрители, ни импровизаторы не могут сказать почему.

Это все равно, как если бы Эббот или Кастелло (американский комедийный дуэт) сказали бы зрителям: «На всякий случай, если вы вдруг не поняли, мы используем местоимения вместо имен бейсболистов». Это было бы очень неприятно, потому что нам объясняют, что именно происходит, вместо того, чтобы мы просто наслаждались происходящим. Нам очень нравится эта путаница с именами в номере «Кто на первой», мы не хотим слушать объяснения.

Все было бы совсем иначе, если бы первая фраза в сцене выше была: «Каждый раз, когда мы вместе патрулируем район, ты так безразличен ко мне». Почему иначе? Потому что с самого начала сцены поведение Полицейского Б было бы осуждаемо, и это можно было бы использовать для развития сцены. Отличие в том, что объяснение происходящего появляется в тот момент, когда импровизаторы начинают объяснять, почему было показано то или иное поведение.

Другой распространенный пример объяснения происходящего — это называть кого-то сумасшедшим. Это происходит в сцене, когда один импровизатор начинает вести себя так, что второй не может его понять. Сцена продолжается некоторое время (скорее всего, не смешно), и ничего не понимающий импровизатор говорит что-то вроде: «Что же, да ты просто сумасшедший».
Таким объяснением можно положить конец всему созданному в сцене.

«Я не понимаю созданный тобой персонаж и его поведение (и, возможно, сам еще ничего не создал для себя), поэтому я буду обвинять тебя в том, что ты сумасшедший. Я буду оправдывать твое поведение, объяснять, почему ты так себя ведешь. Наверное, ты сумасшедший. Такое часто бывает».

Это иронично, потому что в импровизации мы надеемся на то, что случится что-то сумасшедшее. Мы хотим напыщенно-абсурдное театральное поведение на сцене, мы просто не хотим, чтобы это как-то объясняли или оправдывали.

Иногда бывает трудно определить, оправдываете ли вы происходящее во время сцены, но вот вам подсказка как это понять.

Если где-то на третьей фразе вы замечаете, что произносите длинное предложение, а потом чувствуете себя немного странно, то в этом случае шансы оправдания происходящего достаточно велики. А если после этого возвращаться в сцену кажется как-то неестественно и странно, то шансов еще больше. (Представьте себе, если номер Эббота и Костелло из «Кто на первой» продолжить после того, как нам объяснили механику происходящего).

Если вы заметили за собой такое, то вы стали на один шаг ближе к тому, чтобы больше так не делать. В следующий раз, когда вы будете импровизировать, то вы заметите, что объяснение происходящего всплывает где-то на втором или третьем круге обмена реплик между персонажами. Когда у вас снова возникнет это чувство (не переживайте, это чувство нельзя будет проигнорировать), сделайте что угодно, только не объясняйте происходящее.
В следующий раз, когда вы будете импровизировать, то вы заметите, что объяснение происходящего всплывает где-то на втором или третьем круге обмена реплик между персонажами. Когда у вас снова возникнет это чувство (не переживайте, это чувство нельзя будет проигнорировать), сделайте что угодно, только не объясняйте происходящее.
Я редко говорю кому-либо не делать чего-либо, но это почти единственный способ преодолеть такое препятствие. Вместо того чтобы это сказать, подождите немного в тишине, пусть это и займет 4 секунды. Затем вспомните последнюю часть последнего произнесенного вами предложения, и переформулируйте ваше объяснение. Скажите эту фразу снова, но по-другому. Этот совет поможет вам не только отказаться от объяснения происходящего, но и придерживаться обозначенного в начале сцены персонажа и его точки зрения. Итак, на примере с полицейскими:
полицейский а:
Уличный фонарь не работает.
полицейский Б:
Да, ну и что?
Полицейский А:
Ну, здесь очень темно.
полицейский Б:
И что?
(Пауза. Подождите.)
полицейский а:
Здесь так темно, я совсем ничего не вижу.
полицейский Б:
...
Сделав это впервые, вы почувствуете ценность момента и объяснение происходящего вскоре уйдет из ваших сцен.

Существует множество слов и фраз используемых для объяснения происходящего, которые я подметил за годы импровизации. Во многих примерах, перечисленных ниже, если фразы произнесены отталкиваясь от выбранного персонажа учитывая его точку зрения на происходящее, то это просто отлично. Однако я заметил, что в 99% случаях фразы, перечисленные ниже, говорят без опоры на что-либо в какой-то умоляющей, ниспадающей тональности.

Вот некоторые из наиболее распространенных примеров:
  • Вводная фраза:
    «Первый день»
    Шаблонная ошибка:
    Я механик и это мой первый день на работе, что мне делать?
    Первый день в банке, первый день на ипподроме, первый день в колледже…
Всему дается одно объяснение из-за чего импровизатор будет не осведомлен и некомпетентен в происходящем…
Уже до начала сцены мы запаслись оправданием нашим действиям.
  • Водная фраза:
    "Первый раз"
    Шаблонная ошибка:
    Это мой первый полет на воздушном шаре.
То же, что и первый день. Первый раз — это ответ на вопрос, почему я стесняюсь или несведущ в чем-либо.
  • Вводная фраза:
    «Каждый раз когда…»
    Шаблонная ошибка:
    Каждый раз, когда мы приходим в парк, мы ссоримся.
Обычно всплывает на втором или третьем круге обмена реплик в сцене.
  • Водная фраза:
    «Я люблю / Я ненавижу»
    Шаблонная ошибка:
    «Я люблю работать на заводе» или «Я ненавижу мороженое».
Такими фразами, как правило, начинают сцену после минутного неловкого молчания; это отчаянная попытка оправдать предложение полученное от зрителей. Кроме того, обычно это звучит как детский лепет или бубнеж пещерного человека.
  • Вводная фраза:
    «Это лучший _____ что/который был когда-либо»
    Шаблонная ошибка:
    Это самый лучший день сурка, который был когда-либо.
Обычно это говорится в середине проблемной сцены для того, чтобы оправдать предшествующее этой фразе вялое доброжелательное поведение.
  • Водная фраза:
    "Это весело"
    Шаблонная ошибка:
    Запускать воздушного змея — весело.
Вещи, которые путают импровизаторов, часто становятся для них «весельем».
Это все равно что умолять зрителей веселиться, когда они смотрят на импровизаторов, которые не веселятся, хоть и утверждают обратное.

Смотрите.

«Убирать листья — это весело!» (Говорится без образа и почти без эмоций, в отчаянной попытке импровизатора действовать будто бы он/она получает удовольствие от происходящего.)
«Работать на заводе весело!» (Говорится после долгого молчания, которое следует за предложением «Завод!» в качестве места.)
«Запускать воздушных змеев — это весело!»

Нет, не весело.
Я надеюсь, что из вышеперечисленного вы не сделали вывод о том, что эти фразы никогда нельзя говорить. Но я надеюсь, что вы поняли, что описанные фразы лишь мои наблюдения фраз и моделей поведения, используемых для оправданий и объяснений в сцене. Смотрите ли вы импровизацию или занимаетесь ей, зная про эти паттерны вы научитесь их избегать.
4
Берем паузу
Два импровизатора, не позаботившись о себе в начале сцене и не выбравшие себе персонажей, очень часто скатятся в этакую «возьмем паузу, перед тем как что-то сказать» сцену, которая будет проходит примерно в таком темпе:
Импровизатор A:
Как дела? (Пауза, пауза, пауза, пауза, два, три, четыре)
Импровизатор Б:
Не очень. (Пауза, пауза, пауза, пауза, два, три, четыре)
Импровизатор A:
Ну… (Пауза, пауза, пауза, пауза, два, три, четыре)
импровизатор б:
...
И это будет продолжаться вечно. Самое смешное (к сожалению, нет) в этом то, что большую часть времени импровизаторы даже не замечают эти огромные паузы между репликами. Это потому, что они так усердно думают.
Очень усердно.

Думают о том, что сделать и что сказать, и чего не делать, и чего не говорить — ну, вы знаете.

Если вы ловите себя на мысли о том, что с вами такое часто бывает, или, если вам повезет и вам кто-то об этом скажет, или вы просто заметите, что ваши сцены не смешные и еле движутся, сделайте вот что:


Сделайте из этого игру — не давайте себе ни секунды подумать, когда вы в сцене.
Просто, когда вы идете на занятие или репетицию по импровизации, осознайте, что в сценах с вашим участием отвечать не думая будет вашей игрой. Эта игра вышвырнет вас из вашей головы, в хорошем смысле, и напомнит вам, что намного важнее то, что вы что-то говорите прямо сейчас, чем-то, что именно вы говорите.

Вспомните, что хорошие сцены с вашим участием, те которые были сродни волшебству, в них, скорее всего не было пауз; скорее наоборот они ощущались так, будто земля под ногами горит, даже если сцены были медленными. «Это что же, значит мне теперь никогда нельзя брать паузы между фразами в сцене?»

Снова нет. Если импровизатор осознанно принимает решение задумываться перед каждой фразой в самом начале сцены, потом это становится фишкой в сцене этого импровизатора и это абсолютно нормально. Паузы как результат страха, когда импровизатор думает — вот какие паузы вам не помогут.
5
Меняем точку зрения по ходу сцены
Так заманчиво и так легко поменять точку зрения в сцене, но в девяносто девяти случаев из ста это лишь разрушит сцену.

Пройдет какое-то время, прежде чем импровизаторы усвоят, что они могут очень долго придерживаться выбранной точки зрения, персонажа, эмоции и т. д., дольше чем они думают. Импровизаторы принимают решение в начале сцены, потом сами себя осуждают и пытаются передумать и поменять все на ходу. Если зритель не смеется или если импровизаторы не получают какого-либо другого одобрения зрителя, у них не занимает много времени на то, чтобы полностью отказаться от своей идеи.

Существует определенный момент в импровизации, некий порог, которого достигают импровизаторы, когда им нужно решить, продолжать или отказаться от созданной ими идеи.
Опытные импровизаторы умеют не паниковать приблизившись к этому неприятному моменту в сцене, они могут перевести дух и продолжить сцену.
Переживая эти неприятные моменты на сцене, не отказываясь от вашей первоначальной идеи, в конечном итоге обернется для вас выгодой.

Требуется мужество и опыт, чтобы придерживаться своих идей на сцене и вне ее. Мы просто предрасположены менять свою точку зрения, если что-то сразу не работает или не получается, а потом мы проносим это поведение в наши сцены. Находясь в контакте со зрителем во время импровизации, чтобы происходящее выглядело правдоподобно, мы обязаны придерживаться сделанного выбора и не важно насколько мы напуганы в данный момент.

Довольно хороший способ практиковать это, когда вы ощущаете, что начинаете отклоняться, нужно снова озвучить вашу идею. Я объясню:
Импровизатор A:
Я себя нехорошо чувствую.
Импровизатор Б:
Что ж, ты все равно пойдешь в школу.
Импровизатор A:
Да, но я плохо себя чувствую.
импровизатор б:
Надевай пальто.
Именно в этот момент в сцене Импровизатор, А должен решить, придерживается ли он своего выбора или забивает на него. Фраза «Я себя нехорошо чувствую» сама по себе ничего не значит. Большинство импровизаторов сдалось бы фразой:
Импровизатор Б:
Надевай пальто.
Импровизатор А:
Хорошо. У меня сегодня контрольная по математике.
Что-то в этом духе. Вот это «хорошо» и есть сигнал к тому, что вы передумали и отказались от своей идеи. В такие моменты вам нужно снова озвучить свою идею и поднять ставки:
Импровизатор Б:
Надевай пальто.
Импровизатор А:
Мне кажется я умираю. Да, я вот-вот умру.
Вы можете идти в школу или нет, но вам нужно держаться своей идеи изо всех сил и развивать ее. Если вам хочется забить на свою идею в сцене, схватитесь за нее еще сильнее и используйте ее. Через некоторое время, эти моменты уже не будут вас так сильно пугать и преодоление этих моментов станет вашей второй натурой.
Кто-то может сказать, что если Импровизатор, А будет придерживаться своей идеи с болезнью, то он тем самым будет блокировать развитие сцены. А я говорю — нет, если эта сцена будет о чем-то другом, а не о том, как они идут в школу. Было бы куда более жестко отказаться от идеи Импровизатора, А и переключится на то, что он на самом деле чувствует себя хорошо.

Выше я перечислил общие проблемы замеченные мной, которые встречаются у импровизаторов. Если вы сможете определить и преодолеть эти проблемы через болезненные изменения, то в конечном итоге вы окажетесь на другой стороне в совершенно ином качестве — в качестве опытного (и смешного) импровизатора.
Подпишись на обновления
Любым удобным тебе способом.
Обещаем оповещать тебя о выходе новых глав!